Источник: «The Economist», партнер Школ делового администрирования в Америке.
Официальную статистику вытесняют индексы онлайн.
Последние три года каждый ноябрь компания по предоставлению услуг интернет-оплаты PayPal, принадлежащая eBay, публикует информацию о сумме, с которой ей приходится работать в так называемую «черную пятницу» - первый день после Дня благодарения. Идея заключается в том, чтобы оценить силу покупательского спроса именно в тот день, когда начинается период праздничного шоппинга. В прошлом году сумма платежей в черную пятницу в системе PayPal на 20% превысила тот же показатель в 2008 году. Это стало свидетельством того, что потребительская уверенность в Америке возросла.
PayPal – это одна их развивающихся групп интернет-компаний, которые погружаются в собранную ими информацию для того, чтобы предугадать тенденции в американской экономике. В прошлом месяце главный экономист Google Хэл Вэриан объявил, что благодаря поисковику разработан «Индекс цен Google», который базируется на информации о покупках через интернет. В то время как Google играется с инфляцией, Intuit отслеживает занятость. Компания представляет в интернете платежную ведомость, информацию о налогах и других услугах для малого бизнеса, вычисляет ежемесячный индекс занятости в малом бизнесе, основываясь на собранной информации от своих 59 000 сотрудников.
Интернет-компании рассматривают разработку таких показателей как побочную работу. Главный технолог Intuit Тейлоу Стэнсбери говорит, что большинство собранной информации компания использует для того, чтобы помочь своим потребителям. Однако существует ряд причин, почему некоторые экономисты обращают внимание на статистику интернет-компаний.
Во-первых, это скорость, с которой появляется и обрабатывается информация. Компания Ceridian, управляющая платежами, которые компании совершают через интернет, в реальном времени отслеживает совокупные покупки дизельного топлива водителями грузовиков. При сотрудничестве со Школой управления Андерсона UCLA компания использовала эту информацию для создания индекса, который помогает понять, как проходит перевозка товаров на дорогах Америки.
По последним данным, опубликованным на этой неделе, индекс в октябре упал на 0,6%, по сравнению с предыдущим месяцем. Учитывая то, что в октябре осуществляется большой объем грузоперевозок, создатели индекса посчитали, что сокращение негативно скажется на росте в четвертом квартале.
Благодаря тому, что интернет-компании собирают информацию быстро, их показатели могут определять тенденции гораздо быстрее официальной статистики. Взять, например, сайт по поиску работы Monster Worldwide, который отслеживает вакансии, выложенные на собственном сайте и на других сайтах. Его показатели резко упали в 2007 году еще до того, как официальные данные отразили ухудшающуюся обстановку на рынке труда. Google заявил, что информацию в его поисковике можно использовать для того, чтобы понять, есть ли о чем беспокоиться: например, такие понятия, как «страхование по безработице» - хороший способ предсказать будущее состояние рынка труда.
Вторая причина, почему показатели интернет-компаний становятся такими популярными, заключается в детальной информации, которой они подкрепляются. Экономист из Федерального резервного банка Сан-Франциско Джон Крейнер говорит, что он полагается на статистику интернет-компании по недвижимости Zillow из-за ее «скрупулезного» подхода.
Некоторые экономисты предупреждают, что у интернет-компаний есть некоторые ограничения. Их индексы существуют не так давно, а это значит, что они не представляют ценности для людей, которые заинтересованы в долгосрочных тенденциях. Кроме того, это зачастую всего лишь оценка транзакций в интернете, и это уменьшает привлекательность индексов. Оба предупреждения имеют определенный смысл. Но по мере того как экономическая деятельность переходит в интернет, появляется все больше смысла в том, чтобы определять взлеты и падения с помощью интернет-технологий.