
Источник: BNET, русский вариант – при взаимодействии с Школой бизнеса Executive MBA.
Поведение Google можно воспринимать не как политику поощрения, а как политику, основанную на постоянных взятках.
Генеральный директор Google Эрик Шмидт сказал своим сотрудникам, что в следующем году их зарплата повысится на 10% и будет $1000 праздничных бонусов. Но постойте, это еще не все: также будут дополнительные бонусы за выполнение индивидуальных целей и повышение эффективности.
Конечно, приятно увидеть хотя бы одну компанию, которая не пытается повысить свою прибыль за счет зарплаты работников, но все-таки не остается сомнений, что у компании есть проблемы, когда она начинает выплачивать взятки. Это взятки не правительственным чиновникам, а потребителям, партнерам по бизнесу и сотрудникам.
Это значит, что у Google больше нет того продукта, который так хочет потребитель. И это происходит не случайно. Если вы посмотрите на прошлое компании, то увидите, что бизнес развивался и расширялся обычным путем, а это свидетельствует о базовой слабости Google.
Повышение зарплаты звучит потрясающе, если вы сотрудник, и немного мрачно, если вы акционер. И, сточки зрения людских ресурсов, это полнейшая катастрофа. Использовать деньги для того, чтобы сохранить и наградить сотрудников, - отчаянный шаг. Люди хотят чувствовать себя значимыми и осознавать, что их работа приносит пользу. В Google, наоборот, все, что вы делаете сегодня, может завтра оказаться на свалке, поскольку компания мало заинтересована в том, чтобы выводить концепции на рынок.
Не так давно Google пострадал от массового ухода высококвалифицированных работников: генеральный директор YouTube Чэд Херли ушел со своей должности и теперь будет советником компании, основатель AdMob Омар Хамуи и создатель Google Wave Ларс Расмуссен оба покинули компанию.
Одно дело, когда сотрудники уходят, чтобы создать собственное дело. Однако был передовым инженером, который ушел к сопернику – Facebook, как и многие другие. По подсчетам Гленна Келмана, которые он сделал в корпоративном блоге Redfin, из 2 174 работников Facebook со страницей на LinkedIn 378 человек ранее работали в Google.
Конечно, проблема пока не настолько серьезная, чтобы Google потерял свои позиции, но ее сложно не заметить. Если единственное, чем вы можете удержать людей, - это деньги, то в штате у вас останутся лишь алчные сотрудники, которые плевать хотели на конкуренцию. Но, тем не менее, именно такой представляется политика компании.
Google получает деньги за то, что предоставляет услуги и показывает рекламу. Общая способность компании делать деньги базируется на том, чтобы отдать что-то ценное и привлечь людей, присутствие которых косвенным образом приносит компании прибыль. До недавнего времени модель работала на компанию, но она уже износилась. Деньги – это, бесспорно, прекрасно, но, чтобы их получить, Google обесценивает свою инженерию, дизайн и концепты продукции.
Взгляните на Google App, компания могла бы превратить продукцию в еще один хороший генератор прибыли, однако Google первоначально предпочел раздавать продукты. Многомиллионный Google ежегодно практически ничего не получает со своего программного обеспечения, по сравнению с теми суммами, которые он выставляет как подарки в надежде, что это привлечет клиентов и они останутся верны компании. Эта схема хорошо окупилась в случае с поисковиком, но только когда Google приобрел AdSense, у которого был механизм, ориентированный на прибыль.
Когда вы образовали крупную компанию, которая базируется на идее, что надо что-то отдать, чтобы люди тебя полюбили, очень сложно остановиться. И к чему беспокоиться, если деньги все равно поступают? Когда ваша стоимость приблизиться к нулю, вы потеряете высокие позиции, и у вас только возрастет необходимость давать людям взятки, только чтобы они не отвернулись от вас. А рядом с вами останется легион алчных наемников (будь то сотрудники, деловые партнеры или потребители), которым будет интересно посмотреть, на что вы еще пойдете, чтобы сохранить их присутствие.