Источник: «The Economist»
К швейцарским банкам были всегда завышенные требования, и Базельские правила не стали исключением.
Швейцарские банки славятся своей надежностью, и это не часть маркетинга. Исторически их руководители добавили «швейцарскую отделку» в международные капиталистические правила, согласно которым крупные банки должны предоставлять более прочные буферы безопасности, по сравнению с фирмами других стран. Руководство посчитало, что швейцарским банкам нужны дополнительные гарантии, чтобы успокоить нервы клиентов их подразделений крупных частных банков. Учитывая размер банков по отношению к швейцарской экономике, стало очевидно, что налогоплательщикам тоже необходимо больше протекции.
Кризис только подтвердил доводы. UBS понес самые серьезные потери среди мировых крупнейших банков. Правительство было вынуждено вливать в него капитал, многие клиенты отказались от услуг. Чтобы укрепить правила капитала Базель III, созданный правительством комитет порекомендовал на этой неделе внедрить новую версию швейцарской отделки для двух крупнейших фирм UBS и Credit Suisse. В то время как Базель 3 требует, чтобы основной капитал банков составлял 7% активов с поправкой на риск, у швейцарских банков показатель будет составлять 10%. Кроме того, они должны сохранять 9% условного капитала или так называемых «CoCo» облигаций, которые конвертируются в частные акции, если показатель основного капитала достигает слишком низкого уровня. Нет почти никаких сомнений, что предложение будет принято, и банки должны будут выполнить требования к 2019 году (предполагают обладатели степени MBA).
Наверное, итоговый буфер в 19% может показаться чрезмерным. Но в реальности это не так. В период с четвертого квартала 2007 года по первый квартал 2009 года UBS понес убытки в 13% от активов с поправкой на риск (до налогообложения, вычета стоимости нематериальных активов и до операций с собственными долгами). Теперь при новых правилах требования к UBS усиливаются примерно в четыре раза.
Для банков на повестке дня стоит вопрос, насколько просто им будет создать новые инструменты. Несмотря на то, что фирмы по всему миру уже выпустили по несколько облигаций «СоСо», требуемый масштаб привлечения денежных средств находится на совершенно новом уровне, особенно в сравнении с небольшим швейцарским рынком корпоративных облигаций (убеждены студенты программы Executive MBA). Новые облигации, которые конвертируются в частные акции по двум ступеням, будет достаточно сложно оценивать.
Однако заявления о том, что облигации будет сложнее продавать или дороже выпускать, чем частные акции, кажутся глупыми. Банки по всему миру могут только посочувствовать швейцарским. В реальности существует большая вероятность того, что все крупные мировые фирмы будут должны повысить свой основной капитал с определенным уровнем долга, который конвертируется в частные акции.