Источник: «The Economist»
Малые игроки в забытых богом уголках продолжают процветать и вызывать опасения у крупнейших мировых компаний.
Когда ямайская мобильная компания Digicel только планировала предоставление беспроводных услуг в Папуа-Новой Гвинее, сразу начали появляться какие-то препятствия. Электрическая сеть в лучшем случае охватывала 17% населения страны в 6 миллионов человек. За пределами столицы Порта Моресби почти не было дорог. И средняя прибыль в год лишь немного превышала $1000.
Далее возникли более существенные преграды. Где размещать башни телефонной связи? Было непонятно, где жили папуанцы, так как перепись населения часто не доводили до конца, и она становилась бессмысленной, многие папуанцы все еще вели миграционный образ жизни. Компания решила провести собственную перепись населения. Повсюду летали вертолеты, чтобы подсчитать людей, а второй подсчет провели для того, чтобы убедиться, не сменили ли жители место. Эта примерная перепись окупилась. Вскоре возвели 600 башен, которые сейчас обслуживают 1,3 миллиона человек.
Компания Digicel привыкла работать в странах с немногочисленным населением и с суровыми условиями (свидетельствуют заинтересованные бизнес-школы). Более крупные и предсказуемые рынки часто бывают перенасыщенными, поэтому компания открывает венчуры в Гаити и Папуа-Новой Гвинее. Мировой рынок мобильных телефонов процветает: за пять лет с 2004 по 2009 год число абонентов увеличилось больше чем в два раза. Но большинство таких центров в городах. Следующая цель компании – добраться до менее доступных мест – удаленных деревень, холмов и долин. Чтобы основаться там, могут потребоваться неортодоксальные методы.
Когда Digicel первоначально размышлял об инвестициях в Гаити, данные говорили о том, что люди там слишком бедны, чтобы позволить себе сотовый телефон. Однако, когда менеджеры прокатились по Порт-о-Пренсу и увидели, что здесь идет масштабный обмен наличными, они поняли, что в реальности дела обстоят иначе (уверяют обладатели степени MBA). И все-таки основным пунктом в стратегии Digicel была цена. В Гаити компания продавала сотовые за $15 и предлагала SIM-карты, на которых уже было $3. Фирма часто импровизирует. В областях, где нет электричества, ослы тащат дизель к генераторам.
Digicel и другие рисковые мобильные компании, типа египетской Orascom и кувейтской Zain, очень удачливы. Падающие цены и недавно либерализированные рынки только способствуют развитию их бизнеса.
Организация беспроводных услуг в дикой местности никогда не была легким делом. Действующие фирмы бдительно следят за своими олигополиями. В Гаити Digicel запустил беспроводную услугу, не заключая соглашения об объединяющей линии, которое позволило бы пользователям одной мобильной системы говорить с абонентами другой. Три присутствующие в Гаити компании смягчились только после того, как Digicel за первые три дня набрал 100 000 абонентов. Такая тактика не везде успешна. Digicel уже давно подал заявку на разрешение осуществлять бизнес в Восточном Тиморе, например, но еще не получил такого права.
Требуются немалые инвестиции для того, чтобы привлечь клиентов в отдаленных областях. Поскольку такая мелкая рыбешка как Digicel процветает, это не может не привлечь внимание более крупных конкурентов. Четвертый по величине мобильный провайдер AmericaMovil вторгся в родной рынок Digicel на Ямайке в 2007 году и обещал потратить там $300 миллионов за один год – это сумма в два раза больше расходов Digicel за 2010 год.
Сегодня есть достаточно небольших стран, в которых такие небольшие игроки как Digicel могут развивать бизнес (подтверждают американские бизнес-школы). Подразделение компании Orascom Koryolink набрало 185 000 абонентов в забытых богом местечках Северной Кореи. В Фиджи Digicel предлагает банковские услуги через мобильный телефон. Наверняка однажды компания решится заниматься какой-то долей из $40 миллиардов денежных переводов, которые мигранты из Латинской Америки посылают на родину из Соединенных Штатов. Это будет действительно выигрыш.