
Источник: «The Economist»
У людей растет стремление к власти, но удержаться на вершине становится все сложнее.
Генри Киссинджер недооценил власть, когда сказал, что это сильнейший афродизиак. На самом деле, власть – это сильнейший способ улучшить жизнь. У влиятельных людей не только больше друзей, чем у нас, у них лучше здоровье. Многочисленные исследования показывают, что низкая должность в большей степени связана с сердечными заболеваниями, чем с физическими недугами – ожирением или высоким давлением.
За последние годы значимость власти сильно возросла. У генеральных директоров и других вышестоящих руководителей зарплата поднялась, в то время как среднестатистическое жалование либо стагнировало (Соединенные Штаты), либо росло низким темпом (Европа). Политики поняли, как монетизировать свои преимущества (убеждены выпускники Школ делового администрирования). Клинтоны заработали $109 миллионов за те восемь лет, что они уже не живут в Белом доме. После ухода из национальной политики Тони Блэр за три года превратился в состоятельного человека.
На эту вершину все сложнее забраться, а если вам и удалось забраться, то еще сложнее удержаться. Компании внедрили более сложные структуры, устранив некоторые прослойки и заменив иерархию командами и функциями, разбросанными по всему миру. Они также усложнили жизнь генеральных директоров. В 19990-х годах было достаточно много гендиректоров, которые находились на своем посту 10 или 15 лет. За последние десять лет среднее пребывание гендиректора в должности сократилось с 8,1 года до 6,3 лет. В 1990-х годах ни у кого также не возникало удивления, если генеральный директор был еще и председателем. В 2009 году менее 12% генеральных директоров занимали еще и должность председателя (подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ).
Так как же добиться власти? Как ее удержать? Гуру менеджмента безутешны по поводу этого вопроса и всю значимость они передают клиентам. Научным деятелям и консультантам больше нравится концентрироваться на таких моментах, как рентабельность инвестиций. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы преподнести бизнес как рациональное предприятие, которое можно свести к правилам. Поэтому анализировать власть лучше таким старожилам бизнеса, как Джек Уэлч.
Джефри Пфеффер из Стэнфордской бизнес-школы – исключение из правил. Он уже много лет читает популярный курс лекций о «дорогах к власти». Сегодня он соединил все свои открытия в одной книге, которая частично представляет собой научный анализ, а частично руководство по применению – «Власть: почему у кого-то она есть, а у кого-то – нет?».
Г-н Пфеффер начинает с опровержения убеждения о том, что в мире царит справедливость, и что лучший способ захватить власть – добросовестно работать. Боб Нарделли был ужасным гендиректором компании Home Depot. Ему заплатили примерно 25 миллионов долларов за то, чтобы он ушел с должности, и он быстро перешел на руководящий пост в Chrysler, который вскоре обанкротился. Г-н Пфеффер также указывает на то, что вероятность увольнения генеральных директоров, которые за трехлетний период управления не добились прибыльности компании и довели ее до банкротства, составляет всего 50% (а успешных трудолюбивых менеджеров верхнего звена безжалостно удаляют, когда приходит новый гендиректор). Есть огромное количество показателей, которые имеют гораздо большее значение, чем компетенция – например, способность проявить активность и уверенность в себе (свидетельствуют студенты Школ лидерства).
Лучший способ повысить свои шансы добраться до вершины – выбрать правильный отдел для работы. Самые влиятельные отделы – это те, из которых вышли влиятельные люди (отдел исследований и разработки в Германии, отдел финансов в США). Но самое главное – найти отдел, который находится в развитии. Роберт МакНамарра и его последователи-вундеркинды процветали в послевоенной Америке, потому что они поняли, что сила переходит к финансам. Зиа Юсуф быстро проскочил по служебной лестнице немецкой компании SAP по производству программного обеспечения, так как он предложил то, чего не хватало компании с ориентацией на инженерию: экспертизы в корпоративной стратегии.
Если вы нашли нужный отдел, то самое главное – не забывать о трех важных вещах. Первое – это способность двигаться вверх. Вы должны превратиться в просителя: когда Барак Обама приехал в институт он просил помощи у трети своих знакомых сенаторов. Это также означает, что вам придется освоить искусство лести. Дженнифер Чэтмэн из Университета Калифорнии в Беркли проводила эксперименты, чтобы выяснить, в какой момент лесть становится неэффективной. Ей не удалось найти такого момента. Второе – стремление к взаимосвязи. Один из самых быстрых способов пробраться на вершину – превратиться в «соединительное звено» - начать способствовать взаимодействию отдельных частей компании. И, наконец, третья, и наиболее приятная, характеристика – верность. По подсчетам консалтинговой компании Booz Allen четыре из пяти гендиректоров назначаются из самой компании. Гендиректора, назначенные из работников компании, сохраняют свою должность почти на два года дольше, по сравнению с «чужаками».
А что, если вы удачно проявили свою верность и способность взаимодействовать? Как удержать власть, когда она попала вам в руки? Научные исследования во всех областях – от принятия риска до поедания печенья – подтвердили влияние коррумпированности на рабочем месте. Сохранить власть – значит понять ее коррупционный эффект. Влиятельным людям необходимо развить в себе сочетание паранойи и смирения: паранойя по поводу того, много ли людей хотят сместить их, а смирение – в отношении их собственной заменимости. Они должны знать, когда нужно уйти. Люди, которые не знают, когда надо покинуть организацию, часто разрушают сами себя. Те, кто уходит до того, как их сместили, обретают шанс занять другой «афродизиачный» трон.