Источник: информационный портал «Нью-Йорк Таймс».
Излишняя самоуверенность руководителей убивает стратегическое прогнозирование, с ней нужно бороться.
Практически в каждой отрасли бизнес сильно пострадал от Великой рецессии. Лишь некоторые лидеры в бизнесе, да и в правительстве, рассматривали возможность возникновения экономического кризиса такого масштаба.
Почему им не удалось его спрогнозировать? Может быть, ответственных за принятие решения сбил с толку их изъян, о котором уже писали в сотнях исследований: излишняя самоуверенность.
Многие из нас в большинстве случаев полагают, что они «лучше, чем среднестатистический человек». Мы также страдаем от неправильной оценочной деятельности, то есть наше ощущение вероятности события не совпадает с реальностью. Когда мы говорим, что уверены в каком-то факте, мы можем оказаться правыми только в половине случаев (соглашаются студенты Школы лидерства).
Чтобы посмотреть, как все происходит на практике, попробуйте пройти тест: дайте два примерных показателя диаметра луны в милях – предельной высокий и предельно низкий (по вашему мнению) так, чтобы диаметр луны был только на 10% больше вашего верхнего показателя и на 10% меньше вашего нижнего предположения. Можно сделать 100%-ный шаг, если в качестве нижнего предела поставить ноль, а в качестве верхнего – триллион, но не пытайтесь кого-то обмануть. Запишите свои предположения, прежде чем продолжите читать статью.
Когда перед людьми встает такой вопрос, как в этом эксперименте, они часто уверенно обозначают слишком узкие границы. Другими словами, правильный ответ находится более чем на 20% дальше их предположения, и вызывает слишком много удивления. (Кстати, ответ на вопрос о луне 2160 миль. Вы удивлены?).
Некоторые экономисты задаются вопросом, действительны ли результаты подобных экспериментальных исследований на конкурентном рынке. Они предполагают, что студенты, которые часто выступают в роли «подопытных кроликов» в таких тестах, обладают излишней самоуверенностью, а у менеджеров в крупных компаниях нет проблем с оценочной деятельностью и градуированием. Однако недавнее исследование показало, что это предположение само по себе излишне самоуверенное (подтверждают студенты Школ делового администрирования).
В этом исследовании три финансовых экономиста выяснили, что финансовые директора главных американских корпораций не очень компетентны в прогнозировании будущего. Авторы работы использовали результаты ежеквартального опроса финансовых директоров за период с 2001 года. Помимо прочего у финансовых директоров спросили их мнение по поводу фондового индекса Standard & Poor’s 500 на следующий год, их лимит уверенности оказался на отметке 80%. Это означает, что в задании с луной был бы 10%-ный запас от их верхней и нижней границы.
Получается, что финансовые директора, как группа, показывают ужасные оценочные способности. Реальные рыночные доходы в следующем году упали ниже их предсказаний, из чего следует вывод, что они не проявляют особых способностей в прогнозировании фондовой биржи. В действительности их предсказания мало соответствовали реальной прибыли. Например, в опросе, проведенном 26 февраля 2009 года, финансовые директора сделали самые пессимистические предсказания: они ожидали среднерыночную доходность в 2% с нижним пределом в минус 10,2%. В реальности же рынок поднялся в следующем году на 42,6%.
Не стоит беспокоиться или удивляться, что финансовые директора не могут прогнозировать движение фондового рынка. Если бы они умели, они бы управляли хеджевыми фондами и делали на этом миллиарды. А вот о чем стоит беспокоиться, так это о том, что в этой группе большинство руководителей, очевидно, не осознают, что у них нет способности прогнозировать. Не менее важно и то, что они, кажется, не понимают, насколько неустойчивым может быть рынок в «нормальное» время.
Подобно финансовым директорам, генеральные директора тоже часто страдают от излишней самоуверенности, которая ведет к неразумным действиям (убеждены слушатели программы Executive MBA). Например, в исследовании 1986 года экономист Ричард Ролл из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе предположил, что излишняя самоуверенность, или, как он ее называл «высокомерие», возможно, является причиной, почему компании платят большие деньги, чтобы приобрести какой-то бизнес. Эти премии часто кажутся непонятными, так как компании, совершающие данное приобретение, часто не получают выгоду от него. Профессор Ролл указывает на то, что в недавнем прошлом приобретающие компании сделали правильный шаг, когда ввели генеральных директоров в заблуждение, что они могут повторить свой успех, если встанут во главе приобретенного бизнеса.
Профессор Ролл вместе с тремя французскими коллегами написал еще один доклад на эту же тему. На этот раз они исследовали конкретный вид высокомерия – нарциссизм – с помощью простого и ненавязчивого метода оценки, который утвердили психологи: просто посчитать количество раз, когда человек в диалоге упоминает местоимение первого лица единственного числа. Они выяснили, что наиболее нарцистичные генеральные директора совершают более агрессивные приобретения по более высоким ценам, по сравнению со своими более скромными собратьями, и эти агрессивные приобретения не так хорошо воспринимаются на фондовой бирже.
Из этих исследований можно вынести два урока. Во-первых, не стоит думать, что конкуренция за лидирующие посты искореняет излишнюю самоуверенность. В реальности в условиях конкуренция предпочтение может быть отдано слишком самоуверенным людям. Один из способов пробиться в офис руководителя – сочетать сильную самоуверенность с удачей, ее будет сложно отличить от ваших навыков. Генеральные директора, которые пробираются таким путем, часто сталкиваются с затруднениями, когда их удача заканчивается.
Второй урок можно сказать словами Марка Твена: «К несчастьям приводит не то, чего вы не знаете, а то, в чем вы ошибочно уверенны».