Источник: информационный портал www.forbes.com
Слияния и приобретения всегда открывали новые возможности. Новое исследование показывает, как и когда делать подобные сделки правильно.
По очевидным причинам последние несколько лет были вялыми для инвестиционных банкиров. Когда цены на активы были снижены, лишь некоторые компании осуществляли продажи. Сегодня корпоративные балансовые отчеты свидетельствуют о больших накоплениях наличности и более устойчивой фондовой бирже, как следствие повышается интерес и спрос, который ранее сдерживался. Банкиры, специализирующиеся на слиянии и приобретении, начинают активизироваться, многие предсказывают повышение потока сделок в материальном плане к концу этого года.
Прежде чем вы обретитесь к банкиру (или он обратится к вам), вам нужно определить, что у вас на повестке дня. Вероятно, 2010-11 годы будут не самым подходящим временем для мега-сделок, но именно в этот период нужно отобрать компании, которые помогут вам нарастить ваши мощности (соглашаются выпускники программы Executive MBA).
Так случилось, что мы все – фанатики наращивания мощностей, то есть мы полагаем, что самые выгодные сделки – это те, которые помогут нам улучшить уже налаженную деятельность. Приобретения, которые осуществляются с целью наращивания мощностей (не для того, чтобы получить активы неожиданно возникшую в каком-то квартале прибыль, а для того, чтобы получить людей, процессы и технологии, с помощью которых вы сможете углубить свою деятельность в отраслях, имеющих особое значение для клиентов) относительно немногочисленны, а, следовательно, и менее рискованны (свидетельствует Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ).
В результате исследования, проведенного в области слияний и приобретений в сфере здравоохранения с 1995 года, мы выяснили, что сделки, нацеленные на повышение мощностей, были гораздо более успешными, чем те, которые были ориентированы на консолидацию или диверсификацию. В сделках, направленных на повышение мощностей, на 38% больше победителей, чем проигравших, если оценивать по курсу акций приобретателей год спустя (свидетельствуют заинтересованные бизнес-школы). В сделках с целью консолидации (ролл-ап небольших партнеров) в свою очередь одинаковой число победителей и проигравших, в сделках, ориентированных на диверсификацию, вероятность успешного завершения была на 40% меньше.
Мы также изучили сделки в сфере коммунальных услуг, и результаты оказались аналогичными. Мы полагаем, что во всех отраслях происходит одно и то же.
Как же можно использовать фильтр наращивания мощностей, чтобы применить восстановленную стратегию слияний и приобретений? Для начала вы относите сделку к одной из категорий, приведенных ниже, начиная с менее рискованной и менее дорогостоящей и заканчивая самым рискованными.
1. Сделки, которые помогут нарастить ваши отличительные мощности.
Безусловно, вы должны вложиться в то, чтобы построить основные мощности, включающие от трех до шести позиций, в том числе люди, процессы, технологии, которые обеспечат вам успех в выбранной вами отрасли. Конечно, часто именно создание мощностей приносит пользу, но периодически возникает возможность купить компанию, которая действует в той же сфере только под несколько другим углом, и эта вариация может удивить и восхитить ваших клиентов. Если цена подходящая, то нужно хвататься за возможность (поддерживают студенты Школы лидерства).
Многие приобретения Amazon.com попадают под эту категорию, в том числе приобретение в 2009 году обувной интернет-компании Zappos. Zappos была известна своим фанатичным стремлением удовлетворить клиентов (компания даже советует клиентам, к каким конкурентам можно обратиться, если сама не может удовлетворить их потребности). Согласно опросам, Amazon занимала передовые позиции по удовлетворению клиентов, но позиции Zappos были еще выше. Глава Amazon Джефф Безос посчитал, что его компания сможет чему-то научиться в результате сделки.
2. Сделки, которые добавляют продукты или услуги, соответствующие вашей деятельности.
Может быть, вы столкнетесь с отчетом компании за какой-то период, которая производит товары или услуги, и вы знаете наверняка, что вы сможете их продать. В таком случае убедитесь, что вы правильно оцениваете уровень совместимости вашей деятельности. Из собственного опыта мы можем сказать, что иногда производство продуктов, которое на первый взгляд полностью совпадает с вашей деятельностью, требует совершенно другого подхода. Приобретение General Electric компании Kidder Peabody в 1986 году (у компании уже было финансовое подразделение, почему бы не согласиться и на брокерскую деятельность) – это хороший пример ложного соответствия. Через восемь лет GE отказалась от Kidder Peabody, придя к выводу, что у нее не было всего необходимого для ведения какой-либо брокерской деятельности. В результате этого решения компания оказалась вовлеченной в скандал.
С другой стороны, если соответствие возможностей проверено, тогда решайтесь. Доказательством тому служат примеры приобретения Disney корпорации Marvel Entertainment и приобретение Kraft компании Cadbury.
3. Сделки, которые помогают вам выйти на международный уровень.
Даже если в вашей рыночной стратегии есть различные географические области, наверняка, они не покрывают всех возможностей. По меньшей мере, в развивающихся странах есть некоторые юридические и регуляторные особенности, которые могут вызвать какие-то затруднения. Приобретение местных компаний откроет вам дорогу к более широкому распространению, ценным наблюдениям в отношении клиентской базы, вы сможете более глубоко оценить регуляторную среду, это шанс чему-то научиться. Конечно, это одно из самых рискованных приобретений. Именно в этом случае вы должны убедиться, что ваши инвестиционные банкиры понимают, что вы делаете ставку на наращивание мощностей.
4. Сделки, которые открывают вам дорогу в новую отрасль деятельности, несвязанную с вашей.
Даже в период процветания приобретение, которое ведет вас к совершенно новой отрасли деятельности, - это очень рискованное мероприятие. В настоящий момент, в период неустойчивости и неопределенности такие приобретения повышают вероятность того, что лидирующие позиции вашей привычной деятельности несколько снизятся.
Совет продавцам: если вы хотите избавиться от бизнеса, который больше не отвечает вашим возможностям или планам, вероятно, лучшим покупателем (кто заплатит больше и будет самым лучшим образом относиться к вашим работникам) станет тот, кто действительно сможет использовать мощности, в которых вы больше не нуждаетесь (согласны обладатели степени MBA). Не стоит забывать об этом в нынешнем году или в любое время, когда вы решитесь на приобретение.