Инфляция титулов

Инфляция титулов

Северокорейский диктатор Ким Джон Ил никогда не считался законодателем тенденций. Но в одной области он точно лидирует – в изобилии титулов. У г-на Кима 1200 официальных титулов, в том числе, если примерно перевести, он является божеством-попечителем планеты, победоносным генералом, путеводной звездой 21 века, верховным главнокомандующим в борьбе против империализма и Соединенных Штатов, самим воплощением любви и величайшим человеком всех времен на земле.

Если говорить о названиях должностей, то мы живем в эпоху их бурной инфляции. Кажется, что кого бы вы ни встретили, он обязательно какого-то рода руководитель или президент (соглашаются выпускники программы Executive MBA). Инфляция званий породила собственный словарь, у нее есть техническая поддержка. На одном из сайтов представлена простая формула: возьмите название своей должности и совместите его с несколькими громкими словами – например, «глобальный», «интерфейс», «потребитель» и все готово!

Не так давно у компании было два или три каких-нибудь руководителя. Сегодня их десятки, и их называют «топ-менеджерами». В некоторых компаниях даже два генеральных директора, а в фирме, занимающейся недвижимостью, CB Richard Ellis – их аж четыре. Растет число компаний, в которых есть начальники всего – от компетентности и знаний до диверсификации. У Southwest Airlines есть начальник работы с Twitter. У Coca-Cola и Marriott есть директор ведения блогов. Помимо этих должностей в Kodak есть и ответственный за умение выслушать.

Но, даже учитывая эти факты, руководителей редко сравнивают с президентами и их близстоящими (вице-, ассистент и т.д.). В банковском деле практически все – начиная с респшена – являются какими-то президентами (подтверждают американские бизнес-школы). Число участников на LinkedIn, сети профессионалов, с должностью вице-президента выросло на 426% быстрее, по сравнению с общим числом участников сети за 2005 – 2009 год. Ставка инфляции для президентов составляла 312%, а для начальников – 275%.

Превознесение своей должности в равной мере популярно у индийцев и у руководителей. Американская Международная ассоциация административного персонала (ранее Национальная ассоциация руководителей) утверждает, что под ее эгидой находится 500 названий должностей – от административного координатора до специалиста по электронной документации. Курьеры – это «специалисты по распространению медиа-информации». Работники бункера – это «специалисты по переработке». Уборщики туалетов – это «санитарные консультанты». У тех, кто делает сэндвичи в Subway, на бейдже пафосно написано «мастер по изготовлению сэндвичей».

Что происходит? Первое объяснение, которое приходит на ум, - экономический кризис: боссы раздают все более изощренные должности в качестве компенсации повышения зарплаты и бонусов (поддерживает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). Но есть структурные причины для этой тенденции. Самая основная – рост комплексности бизнеса. Во многих компаниях есть не только президент и вице-президент той или иной линии продукции, но и президент и вице-президент по различным регионам.

Культ гибкости также является причиной инфляции. Тенденция устранять иерархию оказала парадоксальный эффект, который проявился в возникновении огромного числа бессмысленных названий должностей. Работники создают должности, которые важно звучат и дают им иллюзию того, что они поднимаются по лестнице. Менеджерам, которым больше некем управлять, навязывают выдуманные должности, точно также как и престарелых политиков делают правителями герцогства Ланкастер или Лордами президентами городского совета. Все, в том числе и руководящий состав, стремятся получить респектабельное резюме, видя в это защиту от увольнения.

Многие фирмы используют выдуманные названия должностей, чтобы показать, что они идут в ногу с модой. Стремление ко всему «зеленому» порождает легионы начальников по экологически устойчивому развитию и представителей по вопросам экологии. Мучения BP без сомнения оказывают тот же эффект.

Американский технологический сектор – чемпион по инфляции титулов. Здесь появились различного рода новомодные должности, которым надо дать название, кроме того, в технологической сфере полно чудаков, которым нравится лингвистически усложнять названия должностей, делая их юмористичными (свидетельствуют американские студенты Школ лиерства). Стив Джобс называет себя «начальник-всезнайка». Джерри Янг и Дэвид Фило, основатели Yahoo!, называют себя «главными Yahoos». Тысячи IT-работников именуют себя «мастер», «гуру», «евангелист» или, что особенно популярно сегодня, «ниндзя».

Однако лидерство в инфляции титулов, как, впрочем, и во всем остальном, переходит к развивающемуся миру, а в частности к Индии и Китаю. Обе страны уже долгое время помешаны на иерархии (с помощью хорошего названия должности можно завоевать сердце невесты и восхищение друзей). Помимо того, у них плотный рынок труда. В результате, возникло изобилие титулов. Компании приноровились создавать неоднозначные названия – например, «специалист, работающий за границей». Они также стали устраивать общественное празднование продвижения, скажем, с помощника заместителя директора до главного помощника заместителя директора.

Имеет ли все это какое-то значение? Очевидно, что инфляция титулов наносит вред языку, но разве это не нормальное состояние для нынешнего корпоративного мира? Ведь это небольшая цена за корпоративную гармонию? Загвоздка в том, что проблемы, известные нам из денежной инфляции, также относятся и к инфляции титулов. Обычно выгода от того, что ты даешь людям красиво звучащую должность, длится совсем недолго. А вот последствия остаются надолго. Люди начинают критично относиться к своему новому «прозвищу» (особенно если они получили его вместо повышения зарплаты). Организации становятся более руританскими, а рынок более сложным для понимания. Как, например, вы поймете, что означает «ответственный за изображение мультиплатформ и портфолио» (BBC)? Или «менеджер фьючурных стратегий и стратегий, основанный на инновации» (the American Cancer Society)?

Выдуманные должности лишают людей гарантий, так как работники зачастую становятся «одноразового пользования». Возможно, компании еще задумаются, прежде чем уволить IT-эксперта. А вот главного скрам-мастера (scrum master)… В конце концов, суть инфляции в том, что она обесценивает все, чего касается.




Статья построена на основе материалов делового журнала «The Economist».

Прослушать