Apple славится своей тенденцией хранить все в секрете, поэтому было интересно, когда в технологическом блоге Силиконовой долины Gizmodo недавно появилась информация высокой секретности об iPhone четвертого поколения, где было описание прибора и фотографии. Apple пришел в ярость и потребовал Gizmodo вернуть телефон, который инженер из Apple забыл в баре, где отмечал свое день рождения.
Gizmodo вернул телефон, и на этом история могла бы закончиться, но Apple не допустил этого. Через четыре дня полиция обыскала дом репортера в Калифорнии, который написал эту статью в блоге, таким образом, история вышла из-под контроля, ее обсуждали все без исключения. Джон Стюарт из «Дэйли Шоу» накинулся на Apple, заявив, что Стив Джобс и его команда ведут себя неприлично.
Это внимание, к которому любимец СМИ, Apple, совсем не привык (утверждают заинтересованные американские бизнес-школы). Казалось, Apple – это компания, противостоящая Microsoft и занимающая сторону клиентов. В этом году продажи Apple составят примерно 60 миллиардов долларов. Поэтому, когда полиция начинает ломиться в дверь по поводу потерянного телефона, это PR-катастрофа.
В последнее время Apple стал похож на огромного быка технологической индустрии, который в будущем может распугать всех клиентов. Случай с Gizmodo – это свежий пример небольшой потасовки. Apple рассорился со своим бывшим союзником Google, потому что Google вышел на рынок мобильных телефонов, и Apple заблокировал телефонное приложение Google Voice, которым раньше можно было пользоваться на iPhone. Apple ведет судебную тяжбу с компанией HTC, тайваньским производителем сотовых телефонов и крупным партнером Google, обвиняя HTC в том, что его телефоны якобы нарушают патенты Apple. Apple также ужесточает меры и по отношению к собственным инженерам, и недавно компания уволила одного из них за то, что он показал еще незавершенную версию iPad 3G соучредителю Apple Стиву Возняку.
И, наконец, отвратительная война с производителем программного обеспечения Adobe, в которой Apple отказывается поддерживать программу Flash на своих iPhone и iPad, даже несмотря на то, что для большинства видео в интернете требуется именно программа Flash (свидетельствуют выпускники программы Executive MBA). Apple утверждает, что его отказ от использования Flash основывается на технических показателях, но в реальности это выглядит так, как будто крупная массивная компания с нетерпением ждет ого, чтобы разгромить небольшого оппонента.
То же и с Gizmodo. Как только в блоге появилась эта история, Джобс лично позвонил главному издателю Gizmodo Брайану Лэму и попросил Gizmodo вернуть телефон. После некоторой заминки адвокат Apple все-таки получил телефон. Но затем Apple позвонил адвокату из Сан-Матео и заявил, что телефон украли. Зачем делать это, если тебе уже вернули телефон? Apple так и не объяснил. В конечном счете, Apple, кажется, понял, что неважно, кто прав – кто виноват, а ассоциировать бренд с разбирательствами – не самая лучшая идея. Поэтому компания решила отвести внимание от скандала с Gizmodo – для этого Стив Джобс опубликовал свою статью на сайте Apple, в которой объяснял причины, почему они отказываются от Flash (такого мнения придерживаются и студенты большинства Школ лидерства).
Испортит ли разбирательство с Gizmodo бизнес Apple? Не сразу. Если какая-то реакция и последует, то сначала сплетни и разговоры поспособствуют росту продаж, когда появится новый телефон (примерно в июне). Однако в длительной перспективе бренд Apple может пострадать. «Я думаю, что будет ответная реакция. Это темное и непонятное дело», - говорит Роб Франкель, брендовый консультант из Лос-Анджелеса. Назовем это ценой успеха.