Авиакомпании сокращают издержки без слияния. Сделка между United и Continental направлена на доходы.
Будь то авиакомпании, банки или продовольственные компании, слияния всегда касаются снижения себестоимости. Это попытка избежать дублирования, модернизировать услуги и сократить штат.
Отношения между United и Continental – это слияние? Не совсем. Эта сделка больше похожа на погоню за прибылью по основным выгодным маршрутам (согласна Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). У объединенной авиакомпании будут центры в крупнейших городах США, а также расширенная сеть за границей. Таким образом, с точки зрения ценообразования, которое окажет давление на конкурентов, сделка имеет смысл.
На что слияние не направлено точно, так это на продвижение масштабной инициативы по снижению стоимости, которой авиакомпании придерживаются в последние десять лет, снижая производительность. Всегда присутствовали дублирующие издержки, которые можно было сократить, однако данная сделка касается в первую очередь прибыли (свидетельствуют опрошенные выпускники программы Executive MBA).
«Когда вы пытаетесь добиться заключения корпоративного контракта, и вы можете сказать, что вам принадлежит большая часть маршрутов в Европу, у вас основные центры в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и других городах, значит, у вас все карты на руках», - говорит Сет Каплан, управляющий партнер отраслевого издания «Эйрлайн Уикли». Если говорить о мировом значении, то влияние United в странах Тихоокеанского бассейна дополнится преобладанием Continental в Южной Америке.
Консультант в отрасли Майкл Бойд говорит: «Все хотят сокращения издержек, но жизненная сила для авиакомпаний состоит в потоке доходов».
Полностью акционерная сделка на 3 миллиарда долларов, оформление которой должно завершиться к концу года, породит самую крупную в мире авиакомпанию с ежегодным доходом примерно в 30 миллиардов долларов. Акционеры Continental Airlines получат 1,05 акций от материнской компании United UAL за каждую акцию Continental.
Министерство юстиций Обамы планирует изучить сделку более детально, в отличие от соратников Буша в случае со слиянием Delta-Northwest, но по словам г-на Каплана «сложно представить, что возникнут какие-либо непреодолимые препятствия». Также маловероятно, что советы директоров компаний одобрили сделку, не чувствуя себя уверенными в тех вопросах, по которым могут возникнуть возражения у профсоюзов – наиболее вероятная ситуация, учитывая заинтересованность в развитии бизнеса, а не в снижении себестоимости. Консенсус: будут трения с профсоюзами, но без открытого огня (такого мнения придерживаются американские бизнес-школы).
Безусловно, некоторое снижение издержек неизбежно, в основном на втором уровне центров у Continental. Пример: у авиакомпании есть центр в Кливленде, через который клиенты летают в Питсбург, на машине дорога занимает всего два часа. Но большинство путешественников летит намного западнее. Объединенные авиалинии смогут обеспечить более удобный перелет через Чикаго без необходимости пересаживаться в Кливленде.
По мнению г-на Бойда, отрасли необходимо двигаться дальше в своем стремлении повысить прибыль. Несмотря на признаки оттепели в экономике, он не считает, что спрос резко поднимется в ближайшее время, особенно среди бизнес-путешественников. Даже если количество перелетов сократиться на 200, по сравнению с прошлым годом, в будущем это означает снижение производительности на 3-4%. Эти цифры свидетельствуют о дальнейшем падении спроса, которое предчувствуют руководители авиакомпаний.
После объединения Delta, Northwest, Continental и United в две авиакомпании, осталась единственная возможная комбинация – American Airlines и U.S. Airways. Что касается данной перспективы: «American не настолько глупа, чтобы пойти на это», - говорит г-н Бойд. – «От этой сделки было бы мало выгоды, это им не нужно».
Для основных авиакомпаний хорошие новости в том, что жесткая конкуренция предотвратила появление недорогих стартапов и их засилие на рынке. Но большинству еще придется сократить свои масштабы, чтобы отвечать требованиям рынка, но они справятся с эти самостоятельно.
Статья подготовлена на основе материалов сайта www.forbes.com.
Прослушать