Забыть про стратегию

Забыть про стратегию

«Минутку», - подумал я, когда взглянул на тропу, по которой мы шли несколько часов. – «Где мы?».

Я знал, что сбился с пути. К несчастью, я был не один: я возглавлял 30-дневную экспедицию по диким местам от Национальной школы лидерства на свежем воздухе. В данном случае со мной было восемь студентов в возрасте от 16 до 24 лет.

В большинстве экспедиций эта школа не использует уже известные тропы, у нас есть топографические карты, которые отражают физические характеристики области (горы, ручьи, долины, хребты). Мы пробираемся по диким местам, сравнивая то, что мы видим вокруг, с картой.

Каждое утро мы договариваемся о конечной цели (где мы остановимся ночевать), и выбираем дикий неизведанный путь. Мы знаем в общем направление, по которому нам надо двигаться, и мы придерживаемся его, оглядываясь по сторонам, обращая внимание на окружающую обстановку – эта гора должна быть слева, та речушка справа и скалистый холм спереди.

Время от времени мы наталкиваемся на тропу, которая ведет в то же направление, куда надо нам, но это слишком легкий путь. Когда мы выбираем протоптанную тропу, происходят опасные вещи: мы перестаем обращать внимание на окружающую обстановку. Протоптанная дорога слишком проста, мы позволяем своему мозгу отключиться, и забываем смотреть по сторонам.

Мы все двигаемся вперед, уже с большей скоростью и конкретной целью, вплоть до того места, когда осознаем, как я, что местность вокруг неузнаваема. Такое происходит не только во время пеших прогулок. В бизнесе и в жизни мы ставим себе всякого рода цели (создать компанию, достичь определенных показателей продаж, стать надежным управляющим), затем мы определяем стратегию для достижения цели. Цель – это конечный пункт назначения, а стратегия – проложенная дорога до него.

Иногда мы настолько поглощены дорогой (как добраться до цели, увлеченность методом или процессом), что мы теряем из вида пункт назначения, куда мы изначально направлялись (соглашаются студенты Школ делового администрирования).

То же произошло и с верующим Сэмми, который был дома во время наводнения. Он забрался на крышу и молил Господа спасти его. Сэмми увидел в воде бревно и не воспользовался им. «Господь спасет меня», - сказал он себе. Через некоторое время к нему подплыл мужчина на лодке и предложил свою помощь, но Сэмми отказался. «Господь спасет меня», - сказал он мужчине. Вода все прибывала, и на поверхности у него оставалась уже только голова, когда подлетел вертолет. Но Сэмми отмахнулся от него со словами «Господь спасет меня». В конечном счете, Сэмми утонул.

Когда Сэмми оказался на небесах, его встретил Господь.
- Почему ты меня не спас? – спросил Сэмми.
- Я пытался! – ответил Господь, - я посылал бревно, мужчину на лодке, вертолет…


Может быть, это и не правдивая история, но со смыслом. Сэмми настолько был привязан к своей стратегии, по которой Господь должен был его спасти, что не заметил самого спасения.

Я создал свою компанию 50 лет назад, основываясь на бизнес-плане в 50 страниц. Это была очень полезная вещь: бизнес-план помогал не забывать о цели, избегать ошибок, создавать собственную стратегию. Но если взглянуть на мою компанию сегодня, никакого бизнес-плана. Экономика изменилась, изменился я, изменились мои клиенты и возможности. Если бы я придерживался плана, я бы уже давно потерпел поражение. Только благодаря тому, что я постоянно следил за меняющейся обстановкой, проявлял готовность пересмотреть план и создать новый, который бы соответствовал новым реалиям, я смог развить собственный бизнес.

Я помню, как женщина говорила о том, как сложно быть родителем ребенка, страдающего аутизмом: «Я совсем не та мать, которой планировала быть. Я мать, которой мне приходится быть».

То же самое я заметил и у вышестоящих менеджеров. Возможно, у них есть план того, как они хотят вести управление, но они постоянно вносят поправки в план, учитывая слабые и сильные стороны людей, которыми они управляют (соглашаются учащиеся по программе Executive MBA).
Наблюдайте и приспосабливайтесь! Это ключ к эффективному лидерству, в офисе и на воздухе.

По дороге я остановил свою группу студентов и сказал, что заблудился. Я объяснил, что, если увлечься дорогой, то можно легко сбиться с пути.
- Отлично, - саркастично ответил 16-летний парень, - как теперь мы теперь вернемся на верный путь?
- А это ты мне скажи.
- По карте? – предположил он.
- И по окрестностям! – добавил я.



Статья основана на материалах блога Питера Брегмана для «Гарвард бизнес-ревью».

Прослушать