Прибыльное пиратство

Прибыльное пиратство

В начале месяца американская нефтяная компания Valero Energy не проявила особого беспокойства, когда банда сомалийских пиратов напала на супертанкер Samho Dream, перевозивший 2 миллиона баррелей сырой нефти из Ирака в нефтеперерабатывающий завод Valero на побережье Мексиканского залива. Груз был застрахован, и у компании было предостаточно времени, чтобы найти новое сырье.

Больше озабочена была южно-корейская компания Samho Shipping, которой принадлежал танкер. Корейский военно-морской флот послал эсминец для того, чтобы перехватить танкер до того, как пираты доберутся до порта, но больше ничего нельзя было предпринять. Один выстрел мог превратить целый танкер в огненный шар.

С другой стороны, освобождение корабля и экипажа обошлось бы страховым агентам Samho в 3 миллиона долларов – примерно такой выкуп компания отдала в прошлом году за освобождение танкера Sirius Star, принадлежавшего Саудовской Аравии. Общая сумма выкупов, предоставленных сомалийским разбойникам, за прошедший год составляет примерно 150 миллионов долларов (подтверждают заинтересованные бизнес-школы). Общая сумма расходов на пиратов по всему миру – примерно 1 миллиард долларов в год. Кажется, это внушительная сумма, но для международной морской торговли, оборот которой – 7 триллионов долларов в год, она не представляет особой угрозы.

Однако, эта цифра достаточно велика, чтобы привлечь внимание страховых агентов. Еще до бума пиратства морские страховые компании, как, например, Lloyd’s, не видели смысла в том, чтобы устанавливать наценки на защиту от военного риска (под эту категорию попадает и пиратство), похищения людей и выкупа. Сегодня судовладельцы отдают примерно 400 миллионов долларов в год, чтобы обезопасить себя от 1%-ной вероятности, что на их судно нападут (из 20 000 ежегодных поездок в 200 случаях совершаются нападения). Таким образом, в среднем, страховым агентам платят лишние 20 000 долларов за поездку.

Стоимость плавания для больших танкеров составляет почти 100 000 долларов: 75 000 долларов - за страхование от военного риска, 20 000 долларов – за страхование от похищения людей и выкупа, общей суммой на 5 миллионов долларов. Несмотря на то, что некоторые страховые синдикаты понесли убытки в результате уплаты выкупа, пиратство стало прибыльным делом для страховщиков.
По меньшей мере, страхование одного из маршрутов судна обойдется клиенту дороже, чем обычно. Maersk Line теперь взимает дополнительные взносы за груз – 20 долларов за каждые 6 метров и 40 долларов за каждые 12 метров судна, которое пересекает пиратскую зону.

«Дело не в деньгах», - говорит Нейл МакНотон, управляющий директор по вопросам морского страхования в страховой компании Willis Group. – «Дело в той опасности, через которую предстоит пройти кораблю и экипажу. Это фактор страха».

Некоторые члены экипажа скорее покинут корабль, чем пойдут в воды, где орудуют пираты (соглашаются опрошенные выпускники программы Executive MBA). Член экипажа, который провел длительные месяцы в плену, после того как пираты захватили судно «Маерск Алабама», возбудил судебное дело на 75 000 долларов за то, что на этом маршруте не было обеспечено соответствующих мер безопасности.

Учитывая все обстоятельства, компания Willis разработала страховку под названием «Защита суден». Она базируется на стандартной политике против похищения людей и выкупа – для этого проводят тренировки экипажа по безопасности, подготовку специальных комнат безопасности, где бы экипаж мог спрятаться до того, как захваченное судно спасут, и, кроме того, устанавливается круглосуточная связь с экипажем, по которой капитанам сообщают возможные безопасные маршруты. Судовладельцы, приобретающие «Защиту суден» (примерно 35 000 долларов за одно плавание) вместо стандартной страховки от похищения и выкупа, могут получить 50%-ную скидку на страховку от военного риска. По заявлениям компании Willis из нескольких сотен плаваний с «Защитой суден», ни на одно не было совершено нападения.

Хотите еще больше обезопасить себя? Есть огромное множество консультантов по безопасности, например, команда из Ирака Blackwater, которая будет охранять корабль (примерная стоимость – 20 000 долларов в день за команду из трех человек), специальные оснащения для защиты нижней палубы. На кораблях можно устанавливать защитное акустическое оружие (звуковые лазеры) по 25 000 долларов за штуку – необходимо четыре оружия для защиты судна со всех сторон.

В довершение всего мировые флоты тратят 300 миллионов долларов в год, чтобы патрулировать регион и обеспечивать охрану. Почему не послать войско на берег, не отследить пиратов и сомалийских главнокомандующих, которые финансируют операции, и не сократить свои расходы на выкуп на 30%? По мнению некоторых аналитиков, это плохая идея: в результате прямого военного действия на суше могут появиться жертвы, что  приведет к политизации проблемы, которая на настоящий момент остается исключительно экономической (такого же мнения придерживается Международная бизнес-школа Executive MBA). Сегодня, очевидно, главнокомандующим не выгодно убивать заложников. Пока они только захватывают судна - не стоит их провоцировать на взрывы танкеров.


Статья основана на материалах сайта www.forbes.com.

Прослушать