
За более чем 30-летнюю практику преподавания вводной макроэкономики Алан Блиндер из Университета Принстона еще не видел такой заинтересованности в дисциплине, как в прошлом году. В Гарварде, по словам Дэвида Лэйбсона, студенты, как завороженные, слушают курс лекций по макроэкономике. Пожертвования элитным американским университетам сократились, также снизилось и число рабочих мест, однако повысившийся интерес к экономике стал самым положительным последствием экономического кризиса.
Но кризис также подчеркнул изъяны в курсе макроэкономики. Грег Манкив, экономист из Гарварда, преподаватель в бизнес-школе и автор самого популярного учебника, утверждает, что не стоит ожидать от студентов понимания кризиса, если, на самом деле, они ничего не знают о таких вещах, как роль финансовых институтов. По мнению Блиндера, если в большинстве вводных лекций и есть понятие «финансовая система», то обычно внимание уделяется лишь функциям спроса и предложения. «Современные программы не дают студентам даже примерных ответов на их вопросы о последних экономических событиях», - говорит он. Такого же мнения придерживается Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ.
В системе грядут изменения. Г-н Блиндер – один из авторов еще одного популярного учебника для студентов, в который сейчас вносятся поправки. Автору приходится думать над тем, как сбалансировать необходимость в большем количестве деталей, например, о финансах, с ограничениями, которые требуются в вводном курсе макроэкономики. В новом издании большое внимание будет уделено идеи использования кредитов для финансовых сделок и их роль в возникновении кризиса. В этом нет ничего сложного, но дополнительные трудности неизбежны.
Например, удобная выдуманная модель экономики с единой процентной ставкой была уместна, пока разница в ставках не стала слишком очевидной. По мнению г-на Блиндера, о такой модели уже не расскажешь студентам. Очень важно обсудить роль секьюритизации и системного риска, даже если кажется, что в объяснении будет слишком много деталей для новичков. Г-н Биндер говорит, указывая на портрет Альберта Эйнштейна, что экономисты должны помнить: все должно быть как можно проще, но не более того.
Вскоре учебники с исправлениями появятся в книжных магазинах. Чарльз Джонс из Стэнфордского университета (сторонник образования в Школах делового администрирования) решил обновить свой учебник двумя главами, которые помогут студентам осмыслить кризис, и теперь он работает над тем, чтобы разместить эти две главы в учебнике.
Курсы во многих ведущих университетах уже претерпели изменения. Г-н Лэйбсон решил изменить курс и преподавать его, не опираясь на стандартные тексты. Франческо Джиовацци из Массачусетского института технологии 2/5 занятий в семестре теперь посвящает разговору о том, чем отличаются процессы в кризисное время, и как меняется влияние политики, когда в экономике процентные ставки достигают нулевого показателя.
Приживутся ли эти изменения в программе? Нужно понимать, что изменение текстов широкого использования станет основой обучения последующих поколений.
Статья основана на материалах делового журнала «The Economist».
Прослушать