В Голливуде умеют рассказывать истории, схема практически одинаковая: период спокойствия, нарастающий кризис, долгожданный триумф над невзгодами и поцелуй. Любителей фильмов устраивает такой сценарий. С ним знакомы и инвесторы, ведь руководители медиа-компаний могут рассказать подобные истории о своем собственном бизнесе.
Год назад отрасль находилась в плачевном состоянии. Кризис в отрасли недвижимости и автомобильной индустрии подавил печатную и телевизионную рекламу. Ценные бумаги медиа-компаний рухнули. «Нью-Йок Таймс» опубликовал статью, в которой Руперт Мердок утверждает, что его любовь к печатным новостям спасет новостную корпорацию – может быть, это действительно сыграло свою роль, но все же было странно слышать такое заявление, когда газета терпела большие убытки. (За несколько недель до этого заявления газета «Атлинтик» напечатала статью, где говорилось о возможной гибели «Нью-Йорк Таймс»). В один миг банки прекратили финансирование фильмов, и отрасль обеднела. Кинофестиваль «Сандэнс» в 2009 году выглядел достаточно мрачно.
Но уже сегодня ситуация поменялась. За прошедшие несколько недель некоторые крупные медиа-корпорации заявили о неожиданно высоких доходах, цены на акции сильно выросли. Стоимость акций компании CBS (сибиэс) в марте составляла $3, теперь она выросла до $13. Магнаты сегодня выглядят как никогда уверенными.
На то есть несколько причин, соглашается Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ. Во-первых, это увлекательный фильм о голубых существах «Аватар», у которого рекордные кассовые сборы. Спортивные соревнования Super Bowl (Супер Боул) привлекли такое количество телезрителей, какое не собирала ни одна другая телепередача. Возродилась и телевизионная реклама, свои позиции возвращает и печатная реклама. Предсказания о том, что Голливуд останется без единой газеты пока не находят подтверждений.
Не менее положительная тенденция наблюдается и в сфере технологий (подтверждают специалисты, выпускники Школ лидерства). Производители телевизоров перестали соревноваться, у кого телевизор будет больше, и решили сделать ставку на качество. Телевизоры с экранами из органических светодиодов выглядят превосходно, а еще перспективнее кажется телевидение формата 3D. Если людям нравятся такие игрушки, то в теории их должно привлекать и более интересное их содержание.
Наконец медиа-компании начинают больше походить на настоящие медиа-компании. Time Warner (Тайм Уорнер) отделился от AOL (эйоуэл) и теперь посвящает свою деятельность в большей степени контенту. Ticketmaster (тикет мастер) ждет слияние с Live Nation (лайв нэйшн) в одну гигантскую компанию, которая будет ориентироваться на живых выступлениях, а это самое важное для музыкальной индустрии.
Однако не стоит забывать, что сценаристы в картинах часто используют инверсию, когда герой, который, казалось бы, делает прогресс, внезапно остается ни с чем и сталкивается с еще большими сложностями. Та же участь может постичь и компании медиа-отрасли. Достаточно вспомнить автопроизводителей еще лет пять назад. Отказавшись от идеи производить автомобили для активного отдыха, они продолжали с радостью выпускать огромные машины, непомерно потребляющие топливо. Компаниям не удалось разработать привлекательные выгодные маленькие авто. Именно это упущение и скажется через несколько лет, когда цены на нефть взлетят, а кредит улетучится – убеждено большинство опрошенных обладателей степени MBA.
Но препятствия на пути развития героических медиа-компаний невероятно велики. Реклама медленно, но верно перемещается в Интернет из медиа-компаний. Таким образом, у Интернета появляется возможность предоставлять продукцию непосредственно клиентам, обойдя медиа-фирмы, а также превращать целые газеты в небольшие статьи или разбивать музыкальный альбом на отдельные произведения, что зачастую намного удобнее для пользователей. Лишь немногие поняли, как можно получать деньги, разместив свой контент в Интернете. Потребители купили огромное количество iPod’ов (айподов) за последние несколько лет, но на скачивание музыки они потратили не так много денег.
Отрасль богата историями об эффектных слияниях и приобретениях, включая технологические подразделения, которые в итоге разрушают стоимость. Но сложно сказать, какие намерения таят «медиа-сценаристы».
Статья основана на материалах онлайн-издания "Нью-Йорк Таймс".
Прослушать