
Две недавние инновации привлекли к себе внимание из-за того, какие возможности они открыли для женщин. Одна из них - микрокредит, система предоставления займов бедным людям, большинство из которых мелкие предпринимательницы. Таким образом, у них появился шанс выбраться из бедности. Вторая инновация – это мобильный телефон, благодаря которому, помимо других последствий, возникла целая армия женщин в таких странах, как Бангладеш, которые неплохо зарабатывают себе на жизнь, купив телефон и предоставляя его напрокат другим жителям деревни.
Однако некоторые инновации (по признанию опрошенных бизнес-школ) были вредоносны для женщин, особенно в развивающемся мире. Согласно последним данным по меньшей мере 100 миллионов женских жизней было потеряно из-за «гендероцида», особенно в таких странах, как Китай, где количество рожденных мальчиков рекордно превысило число родившихся девочек. Одним из факторов, повлиявших на ситуацию, стала новая технология, благодаря которой родители могут определить род эмбриона на самых начальных стадиях беременности. А, следовательно, появилась возможность убивать женские зародыши в тех странах, где мальчики ценятся очень высоко. Другие инновации также приносят больше пользы мужчинам, чем женщинам. Например, 25% Интернет-пользователей в Африке – женщины, в Азии – 22%, в Латинской Америке – 38% и на Среднем Востоке – всего 6%.
«Как мы можем использовать силу инновации, чтобы раскрыть возможности для женщин и продвинуть гендерное равенство?» - стоит вопрос в новом исследовании, проведенном Центром по исследованию женщин. Авторы (проводившие опрос некоторых бизнес-школ) попытались ответить на вопрос, изучив восемь изобретений, которые значительно помогли женщинам, включая деревенские мобильные и микрокредит.
Еще один пример – это противозачаточные таблетки: существует убеждение, что данное изобретение принесло наибольшую пользу, по сравнению с другими, хотя исследование и не ранжирует инновации по значимости. Совсем рядом могла бы стоять и автоматическая стиральная машина, которая освободила женщин от длительного и нудного занятия. Но в исследовании предпочтение отдается «социальным инновациям».
В то время как некоторые инновации разрабатывались специально для женщин, другие инновации разрабатывались в равной степени для обоих полов, но принесли большую пользу женщинам. Один пример – микрокредит, использование другого изобретения женщинами за последнее десятилетие удивительно выросло, особенно в некоторых азиатских странах, включая Китай, Индию, Малайзию и Таиланд. Речь идет о скутере. Скутеры, 60% которых в Индии принадлежат женщинам, стали безопасным и надежным способом добираться до работы и учебы, повышая продуктивность и возможности женщин.
Иногда полезно привлекать женщин к разработке инновации (а тем более прошедших обучение по программе Executive MBA) – например, кампания, нацеленная на то, чтобы перевести бедных людей на использование экологически чистых печей, сперва не увенчалась успехом, так как новые печи ни на грамм не облегчили жизнь женщинам. И только, когда дизайн печей был исправлен с женским участием, тогда и сократилось время приготовления пищи, требовалось меньше усилий и топлива. В итоге, печи обрели популярность.
Авторы исследования (обладатели степени MBA) убеждены, что «именно сегодня» есть смысл использовать инновации с целью улучшить жизнь женщины. Вопреки примерам скутера и мобильного телефона, которые никак не были предназначены для женщины, они утверждают, что для увеличения потенциала инновации необходимо с самого начала вовлекать женщин в инновационную стратегию.
Статья построена на основе материалов делового журнала «The Economist».
Прослушать