Практически все в Силиконовой долине и на Уолл Стрит согласны с тем, что возможное первичное размещение акций социальной сети Facebook могло бы превратить ее основателя в самого богатого двадцатипятилетнего человека в мире. Однако генеральный директор Марк Цукерберг, кажется, намерен отложить этот день.
Его ставят в один ряд с генеральным директором Intel Полом Отеллини и президентом компании Oracle Corp. Чарльзом Филипсом, от которых он пытается получить опыт в том, как лучше управлять независимой компанией. Он установил двухклассовую структуру голосования, которая сделала его менее обязанным общественным акционерам. В прошлом году, когда его работники начали требовать вознаграждения, он разработал способ выплат через некоторые акции Facebook, не прибегая к первичному размещению акций.
«Мы собираемся стать публичной компанией, это прописано в контракте, который мы заключили с инвесторами и сотрудниками», - заявил г-н Цукерберг в недавнем интервью. Однако он добавил: «Но мы не спешим с этим».
Несмотря на надежды инвестиционного общества (и на убеждения некоторых студентов Executive MBA), что Facebook станет вестником возрождения на рынке первичного размещения акций в Силиконовой долине, г-н Цукерберг четко дал понять, что он не будет делать то, что ему говорят.
В то же время его подход помогает понять, как будет выглядеть публично котируемый Facebook. Кроме того, становится ясно, с какими препятствиями г-н Цукерберг вероятно столкнется, пытаясь балансировать между публичной собственностью и стремлением к жесткому креативному и финансовому контролю.
Цук, как его все называют, живет в скромном доме в Пало Альто и до офиса ходит пешком. Сотрудники утверждают, что он требовательный начальник: ему нравится вовлекать людей в дискуссии, но он не щедр на похвалу. По словам одного инженера (бывшего ученика бизнес-школы), который написал внутри корпорации заметку «Работа с Цуком», «нет никакого смысла в том, чтобы признавать умение вести дискуссии, продвижение продукта и будет ценной наградой».
Для молодого генерального директора Facebook с более чем 400 миллионами пользователей – это не просто еще одна техническая деталь в культурном ландшафте. Он верит, что основная цель компании – повысить возможность людей делиться друг с другом информацией в любое время – через веб-сайты, сотовые, даже видеоигры.
Г-н Цукерберг входит в длинный список технологических магнатов с большими амбициями. Генеральный директор Apple Inc. Стив Джобс в начале 80-х годов прошлого столетия объявил, что Macintosh сделает революцию в компьютерных технологиях. Основатели Google Inc. хвастались, что их поисковик «систематизирует всю мировую информацию».
Но, в отличие от своих предшественников, г-ну Цукербергу не нужны огромные суммы, чтобы строить фабрики, глобальные системы распространения или массивную маркетинговую машину. «Если вам не нужен этот капитал, значит, и проблемы будут другие, и другая мотивация стать публичной компанией», - говорит г-н Цукерберг.
Миссия компании менялась с течением времени. В Гарварде, где г-н Цукерберг основал компанию в своей комнате в 2004 году до выпуска, он относился к Facebook как к средству общения для друзей. Обмен информационными сообщениями и фотографиями, а также функция добавления друзей были только началом. Сегодня Facebook работает над инструментом, с помощью которого друзья могли бы знать о физическом местонахождении своего товарища. Тестируются и другие функции, например, возможность онлайн-оплаты через собственную валюту.
Свободное управление корпорацией – это отчасти то, что боится потерять г-н Цукерберг из-за первичного размещения акций (такого мнения придердвиается и Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ). Он опасается, что его сотрудники, вместо того чтобы концентрироваться на долгосрочных целях, будут думать о финансовых вопросах, о том, поднялась ли цена на акции.
Однако компания уже пережила управленческие промахи. В прошлом году Facebook подвергся всеобщему осуждению за то, что перестроил контроль приватности, сделав некоторую информацию пользователей публичной. Защитники личного пространства напали на сеть, и Facebook отказался от проведенных изменений, но регуляторы в США, Канаде и Европе до сих пор не теряют бдительности. Недавно Facebook признал, что «небольшое число пользователей» получили личные сообщения, предназначавшиеся для других пользователей. Теперь приватность стоит на первом месте у компании.
«Facebook находится на той стадии, когда основатели чрезмерной самоуверенностью сами создают себе проблемы», - говорит Джеффри Сонненфилд, профессор Йельской школы управления, который консультировал большое число предпринимателей в Силиконовой долине. Компания «находится на распутье, и мы увидим, сможет ли Марк создать крепкую команду».
У г-на Цукерберга уже было несколько возможностей продать сеть и разрушить ее. Среди них было предложение на 1 миллиард долларов от Yahoo Inc. в 2006 году и инициатива от Microsoft Corp., которая по данным осведомленных людей могла оцениваться в 8 миллиардов долларов и более. Представители Microsoft и Yahoo отказываются комментировать свои предложения. В октябре 2007 года Microsoft вложил 240 миллионов долларов за долю в 1,6% плюс за некоторые эксклюзивные права на рекламу.
В начале 2008 года г-н Цукерберг начал готовиться к тому, чтобы сделать компанию публичной. Он расширил команду управленцев: нанял в марте менеджера Google Шерил Сандберг, он намерен пригласить соучредителя Netscape Марка Андреессена и председателя Washington Post Co. Дональда Грэхема в совет директоров. Однако он все еще сохранит контроль голосов.
Назначение даты первичного размещения акций полностью в руках г-на Цукерберга, у него более четверти акций Facebook и контроль голосов трех или четырех мест в совете директоров. Со стороны акционеров (большинство из них венчурные капиталисты) практически нет никакого давления, они довольны положительной тенденцией роста. Руководители Facebook обсуждают доходы на 2010 год, которые могут достичь уровня от 1,2 до 2 миллионов долларов. В 2009 году компания добилась положительного движения наличности, более чем достаточного, чтобы оплатить работу 1200 сотрудников.
Понимая неизбежность первичного размещения акций, г-н Цукерберг консультировался с несколькими экспертами из Силиконовой долины. Но, чтобы отвлечь работников от мысли о «выходе в общество», он призвал их сконцентрироваться на расширении компании. Он организовал вечеринку в честь 100-миллионного пользователя Facebook, для чего он купил гонг в офис, и работники бьют в него, когда запускается новый продукт.
В конце 2007 года он вместе с советом директоров (в состав которого входят некоторые обладатели степени MBA) изменил вид акций, которые предоставлялись работникам, снизив тем самым необходимость становиться публичной компанией и повысив свой возможности самому определить дату. Они решили выплачивать работникам акции с ограничениями вместо опциона, владельцы таких акций не могут стать акционерами, пока компания не станет публичной, у владельцев опциона были более гибкие права на пользование.
Но в середине 2009 года он придумал, откуда взять наличные для сотрудников: российские инвесторы Digital Sky Technology купили акции примерно на 100 миллионов долларов у работников и вложили напрямую 200 миллионов долларов. Заключив сделку с единственным акционером, он избежал увеличения акционерной базы. Этот шаг также успокоил сотрудников, которые сразу же потратили деньги на покупку дома, машины и на отдых.
В феврале Джим Брейер, член совета директоров и один из первых инвесторов Facebook, заявил немецкой аудитории, что компания не собирается становиться публичной в 2010 году. Г-н Цукерберг отказался комментировать это заявления. Тем временем генеральный директор придумал еще один способ усмирить сотрудников – он обещал им купить новый гонг, только побольше.
Статья построена на основе материалов из «Уолл Стрит Джорнал».
Прослушать