Сдержанное доверие для избежания финансовых неудач

Сдержанное доверие для избежания финансовых неудач

Доверие может быть «всемогущим смазочным материалом, которое помогает экономическому колесу вращаться», но схема Понци Берни Мейдоффа – самый последний пример катастрофы, если эти экономические колеса вращаются слишком плавно – таково мнение профессора Стэнфордской бизнес школы М. Крамера.

Г-н Крамер – профессор в области организационного поведения, социальный психолог, изучает вопросы доверия уже 20 лет. В последнем исследовании его удивил уровень злоупотребления доверием в финансовых отраслях: его размах, распространение и продолжительность. Доверие имеет склонность к цикличности: когда кажется, что системы контроля работают, люди становятся менее бдительны. «Мы не хотим тратить кучу денег, чтобы отслеживать редкие случаи нарушения доверия», - говорит профессор. Затем происходит кризис, и «внезапно появляется протест, люди стремятся стать более внимательными и бдительными. Удовлетворение – это одна из движущих сил, которая увековечивает периодическую несостоятельность доверия».

Когда люди слишком доверчивы, они становятся жертвами. Но люди, которые никому не доверяют, лишают себя выгодных взаимоотношений. «Очень сложно найти нужную середину», - говорит г-н Крамер. Доверие должно быть сдержанным, и необходимы благоразумные проверки, которые  предотвратят схемы, подобные схеме Мейдоффа.

Люди изначально рождаются доверчивыми – нам приходится быть таковыми, так как в начале жизни мы полностью зависим от тех, кто о нас заботится. «Тенденция к доверию привносит смысл в нашу эволюционную историю», - убежден профессор Крамер. Но, если доверие помогло человечеству выжить как виду, отдельные индивиды часто ошибаются в том, кому доверять. По мнению психологов, одна из причин заключается в том, что мы больше внимания уделяем тем доказательствам, которые поддерживают нашу точку зрения, и игнорируем противоречащую нашим взглядам информацию. Кроме того, на суждение человека о том, кому доверять, влияют подсознательные стереотипы о доверии, созданные другими людьми. Это приводит к тому, что мы доверяем в тех случаях, когда этого не следует делать.

Даже если люди понимают, что их могут обмануть, они не верят, что с ними может такое случиться. Когда профессор Крамер преподавал студентам МВА курс «Переговоры и власть», 77% студентов оценили, что они относятся к 25% группы, где каждый может оценить, насколько честен человек, и можно ли ему доверять.

Другими словами, люди недооценивают возможность того, что с ними произойдет что-то неблагоприятное, и переоценивают свои шансы на благополучный исход. Ошибочные суждения играют на руку третьим лицам, которые создают ложное ощущение безопасности.

Кремер выделяет семь шагов, которые необходимо сделать, чтобы развить в себе благоразумное доверие.
1.    Изучить себя. Некоторые люди слишком доверчивы, другие относятся к людям с большим подозрением. Определите, к какой категории вы относитесь, чтобы знать, над чем работать.
2.    Начать с малого. «Доверие влечет за собой риск. Этого нельзя избежать», - заявляет Крамер. Но вы минимизируете риск, если начнете свои взаимоотношения, подвергнув себя лишь небольшой опасности. Это позволит вам оценить, насколько можно доверять человеку, и подать сигналы о том, что вы стремитесь к отношениям, построенным на взаимном доверии.
3.    Написать «избавительную отговорку». Если вы и другая сторона будете понимать, что у обоих есть запасной план, то вы будете взаимодействовать с большим увлечением, зная, что система направлена на противостояние «случайным неизбежным ошибкам, которые пронизывают любую сложную организацию или социальную систему».
4.    Посылать сильные сигналы. Если другие увидят, что вы усердно стараетесь, это отпугнет потенциальных хищников, которые высматривают легкую добычу.
5.    Признать проблему другого человека. Чтобы построить доверие, вы должны поставить себя на место другого человека и убедить его, что вам можно доверять. «Многие лидеры не понимают, что им надо придавать больше значения доверию и самим доказывать, что они надежные люди», - говорит Крамер.
6.    Уделять внимание не только человеку, но и его роли. «Роль конкретного человека, которая вызывает доверие, может отражать его личный опыт», - утверждает Крамер. Например, мы доверяем инженерам из-за их достойного образования.
7.    Оставаться бдительным и задавать вопросы. Неудобно задавать вопросы людям, которым мы уже решили довериться, однако это неизбежно, когда ставки слишком высоки.

По мнению Крамера, сдержанное доверие повышает шансы получить выгоду от доверия при взаимодействии с надежными людьми и минимизирует негативные последствия от злоупотребления доверием, когда мы имеем дело с подлыми лицами.

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (11.9 Мб / 5:11
MP3, 320 kbps)