Еще одно поражение

Еще одно поражение

Cadbury стала американской компанией. Положительно ли это событие для британского производства?

Почему Великобритания не может долго сохранять за собой право собственности над такими знаменитыми брендами, как Jaguar, Land Rover, the Mini, Rowntree, the Times, а теперь и Cadbury, известным поставщиком шоколада для детей в Британской империи? 19 января, после четырехмесячной битвы, Роджер Карр заявил, что совет директоров рекомендует акционерам согласиться на поглощение стоимостью в 11,9 миллиардов фунтов стерлингов ($19,5 миллиардов), которое предлагает компания Kraft Foods из Нортфилда, шт. Иллинойс. Несмотря на возмущения политиков и организованные протесты работников, великие компании, подобно Cadbury, уходят из-под британского контроля.

С точки зрения бизнеса приобретение компанией Kraft может быть выгодным для обеих фирм. У них есть рынки по всему миру, где можно совершать перекрестную продажу продукции: у Cadbury сильные позиции в Индии и некоторых странах Содружества, Kraft играет важную роль в Европе, России и Китае. Новый больший масштаб может помочь компании продвинуть свою деятельность в развивающихся странах, которые представляют собой ключ к будущему успеху. Это будет хорошей новостью для сотрудников Cadbury, где бы они ни работали.

Менее радужным остается тот факт, что большая часть сделки финансируется в долг: заем, которые сегодня кажется небольшим, завтра может вырасти вдвое, а это может негативно сказаться на экономии затрат на маркетинг и администрирование, а также привести к сокращению количества операций. 

Согласно установленным данным три четверти слияний не могут создать акционерную стоимость, а половина вообще разрушает ее. Речь идет об очень чувствительном потребительском секторе, поэтому существует большой риск культурного столкновения и разрушения бренда. Подобное произошло с небольшой шоколадной компанией из Йорка Terry, когда ее купила корпорация Kraft в 1993 году. Terry совсем исчезла из Великобритании, так как производство было перенесено в Центральную Европу в 2005 году. То же самое может ожидать и компанию Cadbury.

Волнение, возникшее из-за борьбы за производителя шоколада, относятся не только к вопросам бизнеса, здесь наблюдается переплетение двух тематик. Первая заключается в том, что иностранцы покупают самую известную британскую фирму, и слабый стерлинг может обострить ситуацию. Вторая тематика касается медленного распада британской производственной базы.

Рассмотрим вопрос с иностранцами. Этот феномен описывают как «эффект Уимблдона»: Великобритания предоставляет превосходную арену, куда приходят иностранные чемпионы и побеждают британских участников. Ежегодные лодочные соревнования между командами Оксфорда и Кембриджа являются иллюстрацией эффекта: они стали поединком между небританскими участниками. Веками британские инвесторы покупали больше иностранных активов, чем иностранные инвесторы британские активы, и прекрасно жили на ренту. Этот чистый внешний поток инвестиций продолжается, хотя в 2005 и в 2006 годах тенденция кардинально поменялась. Теперь, по мнению общества, Великобритания продает «семейные ценности». Означает ли это, что основной контроль над принятием решений, брендами и интеллектуальной собственностью в крупных корпорациях уходит?

Естественно, присутствуют опасения, что у иностранных владельцев будет больше желания, чем у предыдущих, сократить количество рабочих мест для британцев или использовать прибыль от Великобритании для погашения мировых долгов.

Однако утечка контроля и передовых технологий не представляют особой угрозы: на смену старым фирмам постоянно приходят новые компании, которые ничем не уступают своим предшественника, а иногда и превосходят их по некоторым параметрам – с исследовательскими институтами, научными парками, инкубаторами, именно они помогают развиваться современным специалистам. Проблема состоит в том, что это происходит не всегда – из-за слишком сильного контроля над бизнесом или недостаточного образования масс.

Продажа Cadbury затронула «национальный нерв» и раскрыла страх перед иностранцами, также проявилась и ностальгия по успеху Великобритании в 19 веке как «мастерской мира». Несмотря на то, что примерно за последние десять лет производительность несколько увеличилась, ВВП страны снизился с 21% в 1994 году до 12% в 2008 году, занятость упала более чем на треть с 1998 года. Следовательно, значимость производства для экономики снизилась.

Подобные изменения происходят не только в Великобритании, но и в большинстве развитых стран. Размещение производства за границей – практически неизбежный вариант для малоценной продукции. Mechetronics – маленькая компания в Дурхэме, более 60 лет производящая соленоид для электрических моторов, два года назад купила завод в Китае и перенесла туда производство. Стоимость производства аппарата в Китае составляет 1 800 фунтов стерлингов, а в Великобритании – 16 000 фунтов стерлингов. В прошлом году компания Mechetronics потеряла свою независимость, ее приобрела американская фирма Curtiss-Wright.

Безусловно, британских производителям принадлежат некоторые знаменитые компании с передовыми технологиями: производитель двигателей Rolls-Royce, фармацевтическая компания BAe Systems. Однако большинство производителей в Великобритании нельзя отнести к их числу, около 2/5 всех компании страны принадлежит иностранцам. Если оценивать британские компании по практике управления – организация производства, постановка целей, система управления маркетингом – они отстают от корпораций других стран, согласно отчету 2006 года компании McKinsey.

В заключение можно сказать, что практика управления мультинациональной компанией будет гораздо лучше, независимо от того, где будет располагаться компания. В теории приобретение британской компании привнесет положительный опыт управления для Великобритании. Но есть одна проблема: Cadbury уже была мультинациональной и не нуждалась в уроках от Kraft. Жаль, но, видимо, акционеры хотели «быстрых» доходов.


Статья взята из делового журнала «The Economist» на сайте economist.com

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (15.7 Мб / 6:52
MP3, 320 kbps)