Мой друг Ричард спросил, не хочу ли я поучаствовать с ним в триатлоне. Я секунду подумал и отказался.
«Перестань, почему нет?».
«Я раньше занимался триатлоном, после него все болит. Потом неделю нужно будет приходить в себя. И к чему это все?..»
«Минуту», - прервал меня Ричард. – «Ты на самом деле прикладываешь все усилия, чтобы победить?» - рассмеялся он. – «Питер, в прошлом году в моей возрастной группе было 57 человек. Я пришел 56-м, а за мной был только одноногий парень». Он оглядел меня и сказал: «Знаешь, мы не из тех, кто будет победителем в этом соревновании».
«Но зачем ты тогда этим занимаешься?» - спросил я. «Это же весело».
В прошлом году был опубликован Доклад поведенческой медицины, который показал, что, чем сильнее люди упражняются, тем меньше удовольствия они получают и тем больше вероятность, что они не будут делать упражнения регулярно. Это очевидно, не так ли? Мы обычно делаем вещи, которые доставляют нам удовольствие, и пытаемся избежать, того, что нам не нравится. Почему бы нам не применить данный принцип в организациях?
«Послушай», - жаловался старший руководитель на одного из коллег, - «он же взрослый. Я ему говорю что-то сделать, что входит в его обязанность. Мне все равно, хочет он это делать или нет. Это его работа. Ему за это платят».
Но на самом деле все обстоит по-другому. Все события в организации подтверждают простое правило: люди сами выбирают, что им делать.
Марк Манза, управляющий технологического отдела компании Passlogix, которая занимается развитием программного обеспечения, несколько лет назад столкнулся с проблемой. Программное обеспечение Passlogix не сочеталось со старой версией программы Sun Microsystems, которую все еще использовали некоторые клиенты. Марк попытался найти компромисс с компанией Sun, чтобы устранить проблему, но не нашел поддержки – Sun сказала, что клиентам все равно придется установить новую версию программы.
Марк предложил команде решить эту задачу, но это было сложно, и спустя два года проблема осталась нерешенной, а затраченными оказались десятки тысяч долларов.
Но однажды ему в голову пришла идея, он пошел в местный магазин электроники и купил приставку Nintendo Wii, поставил ее на центральное видное место в офисе. Марк сделал объявление: «Первый, кто разрешит эту проблему, получит приставку Nintendo». И он добавил еще одно условие: над проблемой надо было работать в свое свободное время. Прошло несколько недель, и задача была решена. Стоимость? 250 долларов.
Наиболее интересными являются проекты, в которых нужно проявить творческий подход – решать проблему, связанную с продукцией, которая раздражает клиентов, найти новые пути взаимодействия менеджеров и сотрудников. Развлечение не обязательно требует соревнования. Когда я был студентом в колледже, я подрабатывал официантом. Я пытался делать свою работу более интересной: я принимал заказы у каждого стола со специфическим акцентом. Моя задача была ассоциировать каждый стол с акцентом и запомнить. Глупо? Конечно. Весело? Намного веселее, чем просто принимать заказ.
Но есть важный аспект: вы не подделаете веселье. Это означает, что каждый день вам надо ходить на работу, ожидая развлечения. Это призма, через которую вы смотрите на весь мир. Мы все знаем людей, которых легко рассмешить, которые постоянно шутят, даже когда усердно работают и, кажется, совсем не беспокоятся о неудачах. Но когда они сталкиваются с неудачей, они просто смеются и продолжают идти дальше. Это заразительно, именно поэтому это должно стать основной характеристикой лидера.
Развлечение мотивирует людей, что в свою очередь сказывается на производительности.
Ричард недавно позвонил мне, чтобы сообщить, что в этот раз он пришел 120-м из 200 – большое достижение, по сравнению с предыдущим разом. «Кроме того, среди участников не было инвалидов», - засмеялся он.
Статья Питера Брегмана, специалиста в области консалтинга, который пишет для Гарвардской бизне-школы.
Прослушать