
С того момента как Барак Обама вступил в должность, его стиль выступления несколько изменился. Он отказался от ораторства и перешел к деталям. Как говорит Дон Баер, который работал с Биллом Клинтоном, Обама теперь занялся объяснениями.
Тем самым, Обама следует традиции одного из американских президентов – Франклина Рузвельта. Рузвельт либо по радио, либо через прессу играл роль старого друга, который все объяснял простыми словами, которые мог понять любой. Например, Рузвельт сравнивал американскую программу по лендлизу в Великобританию с тем, как сосед передает соседу пожарный шланг, чтобы потушить загоревшийся дом.
Объяснение – ключевой фактор в выступлении лидеров. Лидеры умеют выступать с энтузиазмом и энергией, чтобы убедить публику, но им также необходимо делать какие-то объяснения, чтобы заинтересовать аудиторию. «Что это означает?» и «Почему мы это делаем?» - ключевые вопросы, на которые лидер должен давать четкие объяснения. Вот некоторые советы, которые следует учитывать при объяснении.
Определите, о чем идет речь. Цель объяснения – описать вопрос, проблему, инициативу. Например, если вы склоняетесь к сокращению издержек, объясните, почему необходимо сокращение и что оно за собой повлечет. Поставьте сокращение издержек в контекст бизнес-операций. Обязательно перечислите преимущества.
Определите, чего данная проблема не касается. Обязательно перечислите то, чего проблема (вопрос) не подразумевает под собой. Например, вернемся к сокращению издержек, если вы хотите сократить издержки, а не штат, объясните это. Иначе люди могут подумать, что вы не честны с ними. Не оставляйте места для размышления.
Определите, что вы хотите от людей. Это выступление становится возможностью призвать к действиям. Очень важно обрисовать ваши ожидания. Снижение издержек означает, что сотрудникам придется делать большее из меньшего, четко и точно объясните, какие последствия будет иметь ваше предложение. Лидеры могут также высказать свои ожидания, чтобы изменить поведение и мышление сотрудников, тогда ваше объяснение будет иметь еще большую значимость.
Однако тем, кто умеет хорошо объяснять, не стоит увлекаться деталями. На собраниях более высокого уровня лидеры обычно обрисовывают факты и подкрепляют их какой-то информацией. Если вы остановитесь на долгое время на одном пункте, вы рискуете не только наскучить слушателям, но и смутить их. Оставьте детализированные объяснения для документации или командных собраний. Для встречи сотрудников одной команды детализированное объяснение представляет собой возможность превратить разговор в действия, а также конкретизировать возможности. Кроме того, они позволяют сотрудникам проявлять свою реакцию, чего не может быть на собраниях высшего уровня. Объяснение становится своего рода приглашением вступить в обсуждение. Опытным лидерам удается не просто преподносить факты, но заручаться поддержкой для своих идей.
Статья Джона Балдони c сайте Гарвардской бизнес-школы.
Прослушать