British Airways и Iberia все-таки договорились объединиться, чтобы решить свои проблемы.
Подобно двум тонущим людям, Iberia и British Airways долго смотрели друг на друга как на спасательный круг. Неудовлетворительные показатели развития все-таки заставили компании пойти навстречу друг другу 12 ноября. За первые несколько месяцев этого года компания BA понесла большие убытки до налогообложения, так как пострадала от кредитного кризиса и глобального экономического спада. А компании Iberia удалось пополнить небольшой доход 2008 года. Но когда условия слияния были обговорены, Iberia заявила, что в последний квартал, включая летние обычно прибыльные месяцы, он понесла убытки. Неделю назад компания BA объявила, что за первые полгода, в том числе и за летний период, она потеряла $466 миллионов.
Эти авиакомпании – не единственные, кто находится в тяжелом положении. Международная ассоциация воздушного транспорта заявляет, что убытки международных авиакомпаний в этом году можно будет оценить в 11 миллиардов долларов. Согласившись на слияние, две фирмы присоединяются к тенденции европейских авиалиний превращаться в крупные организации. Это стало заманчивым средством значительно снизить издержки, так как они соревнуются с небольшими соперниками и пытаются справиться со стремительным падением числа доходных бизнес-пассажиров. Обе компании предполагают, что к пятому году существования новое объединений будет экономить примерно 595 миллионов долларов ежегодно, сократив число совпадающих рейсов и сочетая эксплуатацию, офисные функции и услуги для бизнес-класса. Эта «парочка» может добиться еще большего веса, если она проведет удачные переговоры о покупке новых самолетов у Boeing и Airbus.
Но экономия денег за счет сокращения штата и изменения условий работы может оказаться проблематичной. Экипаж компании Iberia только закончил раунд своих забастовок и обещает продолжение в ответ на изменение в условиях работы. Попытки BA сократить экипаж и заморозить выплаты могут также вылиться в забастовки на рождество.
Согласно договоренности у акционеров BA будет 55% новой компании, а у Iberia – 45%. Этот союз напоминает бывшие большие лиги европейской авиации. Общий доход нового объединения делает его похожим на Air France-KLM, продукт подобной сделки 2004 года, и на немецкую Lufthansa, которая расширила свои операции за счет небольших поглощений швейцарских и австрийских авиалиний, начавшихся в 2005 году. Подобно Air France-KLM, Iberia и BA объединят свой бизнес, но будут продолжать вести отдельные корпоративные операции.
Вилли Уолш, глава BA, возьмет контроль над объединенными авиалиниями, а главный исполнительный директор Iberia станет председателем. Завершить сделку планируется к концу следующего года, но Iberia может выйти из союза, если посчитает, что пенсионная схема BA, на сегодняшний момент с задолженностью в 2,7 миллиардов долларов, приносит убытки объединению. Возможно, у Iberia остаются опасения, что британская холдинговая компания, которая будет полностью нести ответственность за пособия, может не справиться с проблемой.
Одна из причин, почему стоит придерживаться европейских соперников, заключается в том, что размер может стать существенным фактором, если консолидация станет глобальной тенденцией среди авиакомпаний. Iberia и BA уже добиваются антитрестового иммунитета в Америке и Европе, чтобы заключить союз с American Airlines, в результате которого три компании будут координировать расходы и доходы на трансатлантических маршрутах. После заключения соглашения об «открытом небе» между Америкой и Европой в 2008 году Air France-KLM получила подобный иммунитет для союза с Delta-Northwest, аналогично и Lufthansa со своими американскими партнерами. Несмотря на «открытое небо», Америка сохраняет протекционистские позиции по отношению к своим авиакомпаниям, не позволяя иностранцам владеть более чем 25% фирмы. Европейский союз настаивает на том, чтобы ослабить это ограничение, но вряд ли это произойдет в скором будущем.
Статья взята из делового журнала «The Economist» на сайте economist.com
Прослушать