Мировая помощь убивает бизнес в Гаити

Мировая помощь убивает бизнес в Гаити

Бизнес Илии Альсене, одного из многочисленных продавцов в Гаити, который торгует напитками и закусками на обочине, находится в упадке с момента разрушительного землетрясения. Но г-н Алсене винит во всем не столько катастрофу, сколько международную помощь. «Теперь у меня меньше клиентов, потому что им выдают бесплатную еду в конце улицы», - говорит 52-летний житель, указывая на площадь Шамп-де-Марс, где организации помощи регулярно выдают еду десяткам тысяч людей, живущих здесь в палатках.

После землетрясения 12 января, в котором погибло 300 000 человек, страны со всего мира начали масштабную инициативу поставки еды, воды, лекарств и других товаров нуждающимся гаитянам. Согласно официальным данным, только Соединенные Штаты потратили более 665 миллионов долларов.

Но лишь небольшая часть этих денег уходит на то, чтобы покупать в Гаити товары у местных продавцов. Более того, помощь повлекла за собой непредвиденные последствия – усложнила развитие многих отраслей, так как появилась конкуренция с бесплатными товарами. Таким образом, компаниям в Гаити стало еще сложнее снова встать на ноги и создать рабочие места, которые так нужны для продолжительного восстановления страны, подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ.

Представители США подтверждают, что помощь обошла стороной местный бизнес, но масштаб бедствия поставил в приоритет необходимость быстрых поставок продукции. Они также добавили, что будут покупать больше продукции у гаитян, когда они смогут переключиться на долгосрочные цели.

Фабрика по производству питьевой воды Алекса Замора (учащегося в бизнес-школе в Канаде) уже работает почти на полную мощность после восстановления от землетрясения, но он все еще не может нанять 200 недостающих работников, потому что продажи слишком низкие. Причину тому он видит в бесплатной воде, которую раздают организации помощи.

«Конечно, мы приветствуем помощь, но никто не хочет покупать воду, когда на улице ее можно получить бесплатно», - говорит он. Г-н Замор убежден, что международные организации по оказанию помощи должны приобретать продукты непосредственно в Гаити. «Нам следует помогать компаниям в Гаити, а не во Флориде», - говорит он.

Том Адамсон, родом из Канады, управляет одной из двух компаний по производству матрасов в Гаити. Три из десяти розничных магазинов в стране были разрушены, фабрика пострадала незначительно. Но по его словам самый большой урон от землетрясения – это повысившаяся конкуренция. Через несколько недель после несчастья компания из Доминиканской республики послала 10 000 пенных матрасов в качестве помощи, отказавшись от импортной пошлины. Г-н Адамсон и представители США подтверждают, что все поставки идут без импортной пошлины. Тем временем, контейнер с химическим составом для производства пенных матрасов, который г-н Адамсон ждет для своей фабрики, уже несколько месяцев стоит на таможне в Гаити, так как от владельца требуют выплатить импортные пошлины. «Подобные вещи лишь усугубляют конкуренцию», - говорит г-н Адамсон.

Но возникает вопрос качества: например, товары из тарпаулина закупают в США, так как они очень практичны в сезон дождей в Гаити, но местный бизнес может участвовать как поставщик и контрактор для проведения восстановительных работ.

Канадская неправительственная организация Peace Dividend Trust пытается выступать в качестве посредника между организациями, предоставляющими помощь, и местными компаниями. Еще до землетрясения группа от организации создала базу данных компаний в Гаити и опубликовала ее на сайте, чтобы все знали, какие фирмы законно существуют на местном рынке. Чтобы разрушить все сомнения о местных производителях, работники Peace Dividend посещают каждую компанию и убеждаются, что она создана на законной основе, и у нее качественная продукция.

Споры вызывают поставки пищевой продукции. Американское правительство покупает рис для Гаити у своих фермеров. Когда прилетел французский президент Николя Саркози, и начали раздавать пакеты с рисом, на них стоял штамп «Произведено в Гаити». Представители США подтверждают, что поставки еды, купленной в других странах, негативно скажутся на ценах местных производителей, однако, по их убеждению, это всего лишь временный эффект. Они убеждены, что Всемирная продовольственная программа ООН, которая кормит сотни тысяч гаитян каждый день, будет стремиться покупать как можно больше местной продовольственной продукции.


Статья основана на материалах из онлайн-издания «Уолл Стрит Джорнал».   

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (4.7 Мб / 5:08
MP3, 128 kbps)